Государственное казенное учреждение социального обслуживанияРостовской области
 центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,

«Большелогский центр помощи детям»

 

Протокол№3

 От 22.09.2023

Заседания методического объединения

Повестка дня:

1. Развитие  и формирование компетенций воспитанников»   

2. Формирование личностных ценностей характера воспитанника в условиях семейно-ориентированного воспитания.

 

1. По прервому вопросу слушали Дорогань Е, заменстителя директора по ВиРР. Она акцентировала внимание педагогов на  то, что главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.. детализируя понятия “компетенция” и “компетентность” отметила, что Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + +критичность мышления

Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью

Компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обучения, выделяют виды или направления компетентностей. Их можно разделить на три группы.

1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).

2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).

3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития)

Формирование у  воспитанников ключевых компетентностей в воспитательно-оьразовательной деятельночти называется компетентностным подходом.

Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в  воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности.

1. Познавательная компетентность:

– учебные достижения;
– интеллектуальные задания;
– умение учиться и оперировать знаниями.

2. Личностная компетентность:

– развитие индивидуальных способностей и талантов;
– знание своих сильных и слабых сторон;
– способность к рефлексии;
– динамичность знаний.

3. Самообразовательная компетентность:

– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;
– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

4. Социальная компетентность:

– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
– развитие личностных качеств, саморегулирование.

5. Компетентное отношение к собственному здоровью:

– соматическое здоровье;
– клиническое здоровье;
– физическое здоровье;
– уровень валеологических знаний.

Необходимо еще раз сделать ударение на главной особенности компетентности как педагогического явления, а именно: компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния.

 . Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе:

  1. Ценностно-смысловая компетенция.
  2. Общекультурная компетенция.
  3. Учебно-познавательная компетенция.
  4. Информационная компетенция.
  5. Коммуникативная компетенция.
  6. Социально-трудовая компетенция.
  7. Компетенция личностного самоусовершенствования

Уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом  воспитательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей

С этой точки зрения цели школьного образования в следующем:

Формирование компетентностей  воспитанника обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует.

Потенциал, например, продуктивных методик и технологий очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.

Выделяют основные задачи:

– создание условий для развития и самореализации учеников;
– усвоение продуктивных знаний, умений;
– развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

Чем же должен  воспитаель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует  , он должен помнить нижеприведенные правила:

Решение:

1 взять за основу следуюшие рекомендвции.

  1. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
  2. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. .
  3. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
  4. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  5. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
  6. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
  7. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение.
  8. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
  9. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
  10. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
  11. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
  12. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
  13. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  14. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Голосовали: «за» - 15 чел., «против» - 0 чел., «воздержались» - 0 чел.

1. По вопросу  Формирование личностных ценностей характера воспитанника в условиях семейно-ориентированного воспитания выступила социальный педагог учреждения Кравченко Н. А,.

 

«Вы - воспитатель, вот и воспитывайте!»- такую фразу хоть раз слышит воспитатель, работающий в детском образовательном учреждении.

Родители не всегда понимают, каким образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка.

В своей статье я затронула проблему формирования базовой культуры личности, а именно, воспитание нравственной культуры детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания и личный педагогический опыт.

 

Проблема формирования нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости института семьи, духовных ценностей, что существенно осложняет путь личностного становления ребенка дошкольного возраста.

Нравственное воспитание - процесс формирования гармоничной личности, развития целостной ценностно-смысловой доминанты у детей дошкольного возраста.

Основы нравственного воспитания дошкольников реализуются в контексте семьи. Ребенок, как маленький подражатель взрослым, копирует поведение родителей, перенимает их тактику обращения друг с другом и с другими людьми в обществе. [1, с. 86.].

Цели и задачи:

Теоретически определить и практически обосновать условия формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

Раскрыть сущность понятия «базовая культура личности» и «нравственное воспитание». Изучить влияние семьи на формирование нравственных представлений детей дошкольного возраста;

Разработка организационной деятельности для родителей по повышению уровня сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста.

Понятие «базовая культура личности» введено в отечественную педагогику О.С. Газманом. Она включает в себя то существенное, обязательное, что необходимо ребенку для самостоятельной деятельности, что определяет его дальнейшее развитие. В процессе воспитания базовой культуры ребенок не только усваивает социальные ценности и способы поведения и деятельности, но и развивает свои сущностные силы, внутренний личностный потенциал. Воспитывать базовую культуру личности - значит создавать предпосылки для развития ее индивидуальных сил и способностей в интересах личности, общества и государства.

Базовая культура личности - это достижение ею некоторой гармонии, дающей ей социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, также личностный, психологический комфорт (О.С. Газман).

Базовую культуру личности составляют не лучшие образцы мировой, национальной, народной культуры, а ее готовность к самостоятельному творческому развитию и обогащению культуры, самореализация себя в ней. Основным институтом в формировании базовой культуры ребенка является семья. Именно семейное воспитание служит очагом сохранения и укрепления личности каждого ребенка. [4, с. 51.].

Семья - это особого рода коллектив, играющий в развитии основную, долговременную и важнейшую роль. В большей степени она оказывает влияние на ребенка. Семейная обстановка и опыт полученный в семье способствует когнитивному и социальному развитию ребенка. [3, с. 42.].

Роль семьи в формировании базовой культуры личности ребенка дошкольного возраста является актуальной проблемой, т.к. на современном этапе развития общества очень важно осознание ценности данного возраста, необходимо учитывать все аспекты, влияющие на развитие личности, в особенности такой важный для ребенка институт как семья.

В результате взаимовлияния индивидов в семье, она выступает как персональная микросреда развития личности. Основными звеньями семьи как микросреды развития являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат. [6, с. 16.].

Современная педагогическая мысль уже приняла как данность, что не может быть общего для всех людей и народов идеала воспитания. Но некоторая определенность все-таки существует: безусловно, значимыми характеристиками являются нравственные ценности, здоровье, ум, умелость и успешность. Именно эти характеристики складываются в процессе освоения культуры, ценностей и норм общества и определяется понятием базовая культура личности. Ее можно представить как систему нескольких значимых направлений:

- нравственная культура,

- физическая культура,

- культура труда и экономического труда,

- гражданская и правовая культура,

- эстетическая культура,

- политическая культура,

- культура общения,

- культура семейных отношений,

- культура жизненного самоопределения.

Все вышеперечисленное образует структуру идеала ребенка, базовую культуру или базовую личность ребенка-дошкольника, что позволяет ему развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость. [2, с. 78.].

В соответствии с целью, для определения особенностей формирования нравственных качеств детей в условиях семьи была выбрана методика Л.М. Фридман «Что такое хорошо и что такое плохо?» и проведена работа с родителями в виде беседы на тему: «Традиции в нашей семье». По результатам исследования детей, мы можем сказать, что в основном преобладает правильное, но недостаточно четкое и полное представление о нравственном качестве (средний уровень). По результатам диагностики родителей, также преобладают средний и низкий уровни. Что в свою очередь говорит о том, что в семье, хоть и не значительно, но есть свои традиции и праздники.

С целью формирования в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания, была разработана система мероприятий для родителей дошкольников(консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы), разработан план организации деятельности по формированию нравственных качеств и сплочения семьи («круглый стол», КВН), разработан конспект занятий по развитию у детей дошкольного возраста представлений о семейных традициях (беседы, совместное родительское собрание для детей и родителей, конкурсы).

В ходе исследования была проведена диагностика с детьми и их родителями, которые помогли выяснить, какую роль играет семья в воспитании базовой культуры личности ребенка дошкольного возраста. Было установлено, что на процесс воспитания детей дошкольного возраста влияет прежде всего стиль взаимоотношений в семье и то, насколько актуальна эта проблема для родителей, кроме того важными являются семейные традиции, благодаря которым у ребенка формируются нравственные качества, чувства, потребности.

В данной программе полностью реализуется идея взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, что обеспечивает единство образовательного пространства родительского всеобуча в ДОУ и гарантирует овладение родителями учащихся необходимым минимумом знаний, умений и навыков для адаптации в современных социальных условиях и успешную реализацию воспитательного процесса в семье и социуме.

Несмотря на то, что не всем семьям удается сохранить домашние традиции, пронести их через время, испытания и невзгоды, все же родители стараются возродить их при любой возможности.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, делаем вывод о том, что задача педагога заключается в необходимости объяснить родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего, от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. 1.Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности: Психология формирования и развития личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Педагогика, 2011. - 361 с.
  2. 2.Бодалев, А.А. Караковский, В.А., Новикова, Л.И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях / А.А. Бодалев и др. // Сов. педагогика. - 2011. - №. 5. - С. 76-84.
  3. 3.Газман О.С. Социально-педагогические аспекты развития личности / О.С. Газман // Современная педагогика. - 2010. - № 5. - С. 51 60.
  4. 4.Газман, О.С. Базовая культура личности: Сборник научных трудов / Под ред. О.С. Газмана. - М.: МГУ, 2008. - 145 с.
  5. 5.Котова, И.Б., Шиянов, Е.Н. Социализация и воспитание / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 204 с.
  6. 6.Мухина, B.C. Психология ребенка и формирование нравственных компонентов его мировоззрения / В.С. Мухина // Вопросы психологии. - 2012. - №1. - С. 15 -28.

 Заместиттель дпректора по ВиРР                Дорогань Е.А.